Вы просматриваете: Главная > Здоровье > Назад к природе, или самые модные продукты XXI века

Назад к природе, или самые модные продукты XXI века

image 501 Назад к природе, или самые модные продукты XXI века
Вспять к природе, либо самые престижные продукты XXI векаДо Рф, где еще каких-либо 10-15 годов назад было большой неувязкой приобрести хоть какие-то продукты, эта «органическая» мода начала доходить только-только. Пока большая часть наших хозяек все еще покупает пищу по принципу «что дешевле», а не «что полезнее». А вот обитатели Европы и Америки уже издавна оценивают продукты конкретно с точки их безопасности.

Еще совершенно не так давно все это казалось бредовыми мыслями хиппи и приверженцев «Гринписа». Главным направлением развития сельского хозяйства и пищевой индустрии было наибольшее повышение объемом производства и удешевление всего того, что попадает на наш стол. Но три десятилетия вспять на прилавках европейских и американских магазинов в первый раз появились «органические» овощи, фрукты, мясо, молоко, вино и пр., популярность которых стала быстро расти. И с каждым годом больше обитателей цивилизованных государств предпочитают брать продукты питания, снабженные маркировкой organic — «органический». Исключительно в США за период с 1990 по 2004 год, реализации органических товаров выросли с $1 миллиардов. до $12.2 миллиардов., а в в 2005 году достигнули $14.5 миллиардов. Сейчас подобные продукты составляют приблизительно 2% от общего рынка США, но раз в год объемы продаж растут приблизительно на 20%. Наикрупнейшими производителями органической продукции на данный момент являются Австралия, США и Европейский Альянс, но повсевременно возрастает «органическая составляющая» и в сельском хозяйстве других стран. Например, в Мексике за три года она выросла на 150%. Объемы интернациональной торговли органическими продуктами достигнули $19-21 миллиардов., наикрупнейшими импортерами являются США (47%), Европейский Альянс (42%) и Япония (11%).

Что любопытно, мечта экологов-идеалистов о неопасных продуктах оказалась к тому же экономически прибыльной! Оказалось, что «органическое земледелие» является хорошим методом спасения от банкротства сотен и тыщ маленьких ферм в развивающихся государствах. На базе опыта фермеров Азии подтверждено, что подобные способы сельского хозяйства приносят огромную прибыль, понижают уровень безработицы, уменьшают число мигрантов, перебирающихся в городка, и делают лучше экологическую ситуацию. Если в 1990 году Китай экспортировал органических продуктов на сумму $1 млн., то в 2003 году объемы этого экспорта выросли до $142 млн.

С чего все началось?

Начнем с терминологии… Маркировка «органический продукт» значит, что продукт свободен от пестицидов, фунгицидов, при его производстве не использовались хим удобрения, хим добавки, гормоны и консерванты.

А сейчас погрузимся в историю… Последнее столетие сельское хозяйство мира развивалось, интенсивно используя заслуги химии, генетики, машиностроения и пр. Это позволило решить делему голода: если в 1900 году один крестьянин мог прокормить 2.5 человека, то в 1990-е годы — уже около 100. Но параллельно набирало мощь движение врагов подобного прогресса.

Начало этому процессу было положено посреди 1920-х годов. Узнаваемый австрийский философ Рудольф Штейнер (1861-1925) сделал теорию антропософии, согласно которой человек должен чувствовать себя частью Вселенной и стремится жить в гармонии с миром вокруг нас, поддерживая баланс меж моральным и вещественным. В конце жизни Штейнер разработал концепцию «биодинамического сельского хозяйства»: в рамках этой концепции крестьянин становился хранителем баланса — здоровые животные нуждались в питании бодрствующими растениями, здоровые растения зависели от здоровой земли, а здоровая почва — в здоровых животных (поточнее, в их навозе). Штейнер считал очень небезопасным увлечение хим удобрениями и ядохимикатами, создание больших животноводческих комплексов, увлечение техникой (вот тогда трактора и авто стали везде подменять лошадок) и пр. Не считая всего остального, Штейнер практиковал геомантию, астрологию и другие дисциплины, относящиеся к области герметических наук.

Историк науки Томас ДегрегориThomas R. Degregori, создатель книжки «Предпосылки споров об органическом земледелии»Origins of the Organic Agriculture Debate, отмечает, что начало 20 века было временем не только лишь бурного технического прогресса, да и эрой «мятежа против промышленной революции». Конкретно этим разъясняется то, что у Штейнера появилось огромное количество последователей, некие из их начали создавать биодинамические фермы — к концу 1920-х годов они появились в Германии, Швейцарии, Англии, Дании и Нидерландах. До сего времени существует интернациональная организация Demeter, практикующая принципы Штейнера (вобщем, у нее есть массивные соперники и оппоненты). Распространению мыслях Штейнера в Европе и США интенсивно содействовали адепты разных организаций и идеологий — овощееды, теософы, анархисты, буддисты, индуисты, протестанты — они исповедовали разные, время от времени обратные политические и религиозные взоры, но сходились в нелюбви к насыщенным способам ведения сельского хозяйства и сухой науке, рассматривавшей человека, домашних питомцев и растений только как машины по потреблению и производству питательных веществ.

Штейнер был не одинок. Похожее по идеологии движение появилось в Швейцарии в 1930 году. Но там целью было увеличение воздействия фермеров, которым нередко были не по кармашку новые техника и удобрения. Крестьяне (поточнее представлявшее их политическое движение во главе с Хансом Миллером) настаивали на жизнеспособности дедовских способов крестьянствования и на значимости обеспечения личной связи меж производителем товаров и потребителем (схожим образом из цепочки исключались торговцы, которых крестьяне недолюбливали). Приблизительно тогда же в Австрии доктор Ганс Руш разработал теорию увеличения плодородия почв при помощи утилизации органических отходов, которыми он предлагал поменять хим удобрения.

После окончания 2-ой мировой войны в Англии появилось движение Soil Association (это заглавие появилось позже), члены которого выступали за возвращение английским почвам былого плодородия методом использования обычных удобрений. Идеологом этого движения был узнаваемый ботаник Альберт ГовардAlbert Howard (1873-1947). Говард длительное время работал в Индии — классическую местную систему сельского хозяйства он считал по многим аспектам превосходящей современные. В 1940 году Говард опубликовал книжку «Сельскохозяйственный завет»An Agricultural Testament, которую сейчас принято считать первой «органической» подлинно научной работой. Стоит отметить, что и ранее некие английские, французские и южноамериканские агрономы публиковали статьи и книжки, доказывавшие достоинства обычных способов.

Де-факто движение стартовало в 1939 году — Эва БальфурEve Balfour провела 1-ый опыт — на одной ферме использовались «органические» и «современные» способы хозяйствования. В 1943 году Iна опубликовала книжку «Жива почва»The Living Soil, в какой выложила результаты опыта: «органика» одолела «химию».
В 1940 году также был в первый раз применен термин «органический». Он появился в книжке английского мыслителя Лорда НортбурнаLord Northbourn (1896-1982) «Полагаться на землю»Look to the Land. Нортбурн считал, что любая ферма должна быть единым организмом — она сама по для себя обязана иметь равновесную и полную жизнь, а живы существа и растения должны жить в гармонии.

В 1944 году в Мексике началась «зеленоватая революция», подразумевавшая активное внедрение гибридизации, химизации, механизации и ирригации. Уже в 1950-е годы появились 1-ые научные работы, создатели которых обосновали факт наличия негативного воздействия химикатов на здоровье потребителей, экологическую обстановку и пр. Возможно более звучный фуррор имела книжка Рэйчел КарсонRachel Carson «Тихая весна»Silent Spring, размещенная в 1962 году. «Тихая Весна» стала блокбастером в почти всех странах, благодаря работе Карсон в США было запрещено внедрение пользующегося популярностью дефолианта ДДТ.

В 1960-е годы в Западной Европе и Северной Америке были сформированы 1-ые публичные организации экологистов, которые начали производить контроль над производителями товаров питания. Они выступали и за отказ от массового использования пестицидов, гербицидов и хим удобрений. До начала 1970-х годов их успехи были довольно умеренными. Но равномерно эти идеи заполучили огромную популярность: их начала поддерживать и часть молодежи (сначала, хиппи), которая выступала за «возврат к земле», другими словами, опору на другие виды энергетики, неопасное природопользование и пр. В 1972 году была сформирована Интернациональная федерация органических сельскохозяйственных движенийInternational Federation of Organic Agriculture Movements, которая сейчас соединяет воединыжды структуры из 108-ми государств мира.

В 1980-е годы в США и Европе начали появляться 1-ые сети магазинов, торгующих только органическими продуктами. Тогда же появились такие понятия, как «органическая косметика», «органический текстиль», «органические игрушки» и пр. Этот процесс совпал с рядом суровых экологических кризисов, которые принудили страны и население задуматься о будущем Земли. Органическое сельское хозяйство стало одним из методов сохранения среды.

С начала 1990-х годов органическое сельское хозяйство стало делом не только лишь идеалистов, да и предпринимателей. Созданием органических продуктов, которое ранее было уделом маленьких компаний и кооперативов, занялись большие компании, в том числе и производители «обыденных» товаров. В свою очередь, «органические лавки» стали уходить в прошедшее — органические продукты стали продавать самые обыденные гипермаркеты. Так в 2003 году 47% органических товаров в США продавались в обыденных магазинах, 44% — в специализированных «органических», а оставшиеся 7% — на фермерских рынках.

Экономисты, составители доклада «Рыночные перспективы органической пищи в 21 веке»Marketing Trends for Organic Food in the 21st Century, считают, что будущее «органической торговли» и «органического сельского хозяйства» можно считать светлым. По их воззрению, население земли все более и поболее заинтересовано не в количестве, а в качестве пищи, а по этому аспекту у органических товаров нет соперников.

Причина популярности

По законам большинства государств компании, производящие продукты питания, не должны докладывать потребителям, какие технологии использовались для выкармливания либо изготовления того либо другого продукта. Все, что от их требуется — указать ингредиенты, входящие в состав товаров. Это значит, что потребители просто не имеют способности выяснить, была ли пшеница, содержащаяся в их хлебе, выращена при помощи биотехнологий, использующих на генном уровне модифицированные семечки пшеницы, либо животные, мясо которых они едят, были откормлены хим добавками, включая лекарства и гормоны. Невзирая на то, что наука существенно продвинулась в разработке биотехнологий, позволяющих, к примеру, ускорить темпы роста рогатого скота, домашней птицы и рыбы, усилить защитные функции растений против непогодицы, вредных насекомых и сорняков, еще как бы нет стопроцентной убежденности в том, что эти технологии безобидны для людей.
И если при недостатке пищи над этими вопросами люди как-то не думали, то увеличение уровня жизни и ухудшение экологической обстановки привело к тому, что вопрос безопасности содержимого нашей тарелки стал одним из важнейших. Ведь, как понятно «мы есть то, что мы едим».

Органическая либо нет?

Основная неувязка, которая пока не решена совсем, это четкие принципы, делающие продукты органическими. Идеальнее всего этот вопрос решен в США, где есть так именуемые «Национальные органические стандарты», которые содержат в себе ряд главных принципов:
воздержание от использования нелегальных веществ (таких, как синтетические удобрения, пестициды, сточные воды) в течение 3-х лет до момента сертификации продукции,
отказ от использования рентгеновского излучения (к примеру, для обеззараживания мяса),
отказ от использования на генном уровне переделанных организмов,
сбережение земли и детализированное документирование всех сельскохозяйственных операций. непременное предоставление животным пастбищ и выгульных дворов, также стопроцентный органический корм без прибавления лекарств и гормонов.

Право схожим образом маркировать свои продукты получают только те фермы и предприятия пищевой индустрии, которые прошли сертификацию независящих компаний. «Чистота» органических эталонов кропотливо сохраняется фирмами-оценщиками. Потому что реализации сертифицированных органических товаров — единственная законная гарантия полной натуральности продукта, доверие покупателя в органическом бизнесе решает все. Некие производители пищи, которые не дотягивают до серьезных органических эталонов, пробуют но внушить покупателю, что их продукт так же неплох. Более всераспространенный прием — поставить на упаковку либо ярлычек продукта надпись «Натуральный продукт», либо «Продукт, свободный от пестицидов», либо «Курица, выращенная на воле» и т. п.

Что нас ожидает далее?

Судя по быстрому росту популярности органической пищи, скоро и россияне начнут интересоваться не только лишь информацией на ценнике продукта, да и пристально читать информацию на упаковке. Во всяком случае, в США и Европе поклонников таковой еды становится с каждым годом больше. Так в 2005 году уже 65% янки по последней мере пробовали органические продукты. Что касается обстоятельств ее популярности, то большая часть потребителей (70%) выбирает органическую продукцию, так как она свободна от пестицидов, 68% задумываются, что она более свежайшая, 55% считают, что потребляя органическую еду, они защищают себя от употребления ненатуральных, на генном уровне переделанных организмов. Также больше половины потребителей приобретают органическое, так как оно «лучше для здоровья» и «лучше для среды». Самый пользующийся популярностью тип органической продукции — овощи и фрукты. За ними следуют напитки, хлеб и выпечка, продукты из молока, супы и макаронные изделия, мясо, пакованные закуски и органическая пища для малышей.
Невзирая на то, что реализации органических товаров вырастают из года и год, их высочайшая стоимость все еще остается барьером для многих групп населения. В среднем органические продукты дороже собственных обычных аналогов на 30-140%. Но здоровье-то все равно дороже!

По материалам информационного агентства Washington ProFile

Метки: , ,